Сказка о каменной соли.

Короче пацаны, слушайте сюда, тема такая. Есть под Краковом деревушка, Величка называется. Ну знаете песня такая народная есть, то ли русская, то ли армянская: «птичка, птичка, птичка невеличка». Ну вот значит, а это не невеличка, а очень даже Величка такая деревня. Село в натуре, почти городского типа, типа. И там значит в селе этом копи. Нет, не та копи, что потом пасте, а просто копи, от слова рыть, значит. И вот с этим их туннелем нехилая байка связана.

Жили-были, очень давно, то ли в пятнадцатом веке, то ли хрен знает в каком ещё забытом, польский принц — не помню как его фамилия и венгерская принцесса. Куня… Куню… В общем назовем её Кунилинга, для простоты повествования. Решил значит этот принц жениться на ком-нибудь, а тут раз – целая принцесса по соседству. Ну правильно, не крестьянок же на трон тащить. Поскакал он значит к соседям своим. Ну всё как надо, букет там цветов, лошадь белая, кольцо, колени преклоненные, все дела. Будьте моей женой! Тут он её типа просит. А времена-то стародавние, нравы жуткие. Она может и не хочет за принца-то этого замуж, может у нее на сеновале там конюх ого-го. Но пойди папеньке объясни, он ведь и пришибить может ненароком заради политического моменту.

Короче говорит она ему, как бы там его ни звали: «я ваша навеки». Но понимаешь дело какое, то ли цветы завяли по дороге, то ли кольцо дешевое было, то ли принц страшный. В общем взяла она это его кольцо дареное и натурально выкинула. Вот не помню только в колодец его кинула или еще в дыру какую. Глубоко там было и темно – это да, а куда именно не помню. Ну и уехали они к мужу на байт, жить-поживать и детишек рожать. В Польшу значит, прямиком в Краков.

Ну приехали, а тогда сами понимаете, самолеты не летали, не ходили поезда. Скакали они по полям, по лесам, да и запылились. Ввалились в хоромы царские с дороги, и ну жрать. Картошку жареную. Или чего у них там в Польше было в пятнадцатом веке-то? Зубровка точно была, без неё никак. А на закусь – перашки наверное. Ну знаете такие, как варенники, только они их перогами называют и всякое внутрь запихивают. Шпинат, во! Перашки со шпинатом. Значит хвать их с блюда. Ё-моё, не соленые ни фига. Кунилинга значит муженьку-то своему и говорит: «ты чо дятел перашки не посолил?». А он ей: «Так ведь нечем! Это у вас там в Венгрии соли хоть залижись, а у нас тут нет ни крошки». Она с горя решила помыться. Ну там пыль дорожную соскрести. А у них там от обессоливания организьмов ЖКХ забастовал. Она раз в душ, а воды-то и нет. Ни капли.

Ну позвали значит рабов там местных, водоканал всякий, слесарей. Впрягли их колодец копать. Они метров на пять ушли и на камень наткнулись. Большой такой каменюка, тяжелый, зараза. Выволокли его наверх, что-то странно он выглядит, необычно для тех мест. Лизнули – оба-на! Соль мать её! Натурально каменная соль с добавлением йода, всё как положено по ГОСТу. Ну они на радостях давай по нему кирками фигачить, всем чтобы досталось по кусочку домой. Били они били этот камень, били они его били, ну и разбили наконец. Глянь – а там кольцо, которое Кунилинга дома выбросила. Чудо! Позвали шамана местного. Он кадилом помахал, водой святой побрызгал и подтвердил: «чудо натуральное, зуб даю!»

В общем долго сказка сказывается, да быстро шахта роется. В 17-м веке у них на глубине 64 метра уже такие катакомбы были, без компаса не суйся! А принцессу эту катализировали. Ну это, святой объявили, значит. Теперь она покровительница польских шахтеров, типа. Такая вот красивая легенда у них там.

Будете на соляной копи в Величке, обязательно подруливайте часам к полодиннадцатого утра и покупайте билет на тур с русским гидом, русская группа отправляется в 11:10. Не пожалеете! Перед нами шла англоязычная группа молоденьких девочек в коротких шортиках. Я постоянно сбивался с курса и обгонял нашу группу, но когда сравнивал то, что нудел их англоязыный гид с теми порожняками что прогоняла наш гид, всегда возвращался назад. У девушки-гида прикольный акцент и с трудом помещающееся в штольни шахты чувство юмора.

Там открыто для туристов три уровня, первый на глубине 64 метра, третий на глубине 135 метров. Ниже вроде как все затоплено, а так глубина самого нижнего уровня свыше 300-т метров. Сейчас соль там старым методом не добывают, теперь откачивают грунтовые воды и выпаривают. Добывают таким образом около 15-ти тонн в год.

Всё, что вы увидите на снимках и что не похоже на дерево – всё является каменной солью. Напольная плитка, кирпичная кладка, стены, своды, скульптуры, люстры – всё из соли! На втором уровне есть часовня, а на третьем уровне есть действующий ресторан, банкетный зал и единственный в мире действующий подземный костел. Там проводятся службы по воскресениям, можно венчаться и крестить детей. К сожалению величие этого комплекса невозможно передать фотографией, изнутри всё это выглядит по другому, нежели на снимках. 130 метров грунта над головой дают себя знать. Людям, страдающим клаустрофобией путь туда заказан.

А еще там есть курорт для астматиков. Пациенты живут в гостинице на поверхности и каждый день спускаются на глубину 130 метров и 6 часов дышат соленым воздухом на берегу соленого озера. Курс лечения – 17 дней.

Ну а теперь обещанные слайды.

На первый уровень надо спускаться пешком по деревянной лестнице на глубину 64 метра. Одну туристку по дороге укачало, у другой началась паника. По мне так там слишком тесно, чтоб стало страшно.

Говорю же: совсем не страшно. 🙂

Первым делом я конечно же нашел под землей коллег — газовиков. До изобретения вентиляции много шахтеров гибло от метана. Поэтому была такая должность: выжигатель. Ребята ползали по штольням и выжигали длинными факелами метан, скапливающийся под сводами до того, как он достигал взрывоопасной концентрации. Текучесть кадров составляла 10% в год.

Своды от проседания защищают деревянные конструкции. Вообще чем больше там ходишь, тем больше офигеваешь от количества титанического труда потраченного на это солекопательство. Ведь не было ни тракторов, ни отбойных молотков, ни фига. Руками и кирками. Километры штолен, лес древесины, тысячи тонн породы и соли. Вороты крутили вручную. На ступеньки, по которым ходили шахтеры, смотреть страшно. Это сейчас там везде деревянные настилы для туристов. Ну и конструкции из просоленной окаменевшей сосны, уходящие в темноту под своды, впечатляют. Прикол: дерево служит там дольше. Оно просаливается, твердеет и окаменевает, становясь неразрушимым, в то время как скульптуры из каменной соли размываются влагой.

Время от времени встречаются водоемы. Этот связан с печальной историей, в начале двадцатого века, немецкие солдаты осматривающие шахту с туристическими целями переправлялись через этот водоем на плоту. Плоту перевернулся и некоторые из них утонули. С тех пор водных экскурсий там нет.

А вот и костел. Мы были в будний день, служба не проводилась. Всё было забито туристами. Кстати, чем отличается цивилизованная страна от дикой, знаете? В цивилизованной стране вы можете войти в действующую церковь с целью осмотра достопримечательностей в шортах и с непокрытой головой и дикие туземцы не будут на вас орать и выталкивать в шею, причитая, что вы оскорбляете их религиозные чувства. Поляки, между прочим, не менее религиознее чем грузины, но в отличие от последних, ведут себя в вопросах религии куда достойней.

Здесь всё из соли, даже люстры.

3Д инсталляция, 18-ый век, автора не помню. Вроде не Кэмерон.

Разные виды в церкви.

Группа англоязычных туристок, идущих перед нами с очень нудным гидом 🙂

Ну и разумеется как же не выпить зубровочки за благополучный подъем из под земли? 🙂 не спрашивайте почему я на всех кадрах такой офигевший, может Зубровка крепкая, может выпил мало 🙂

Тут и сказочке конец, кто досмотрел — тот молодец.

Отмечено , ,

Оставьте комментарий